• О Себе
  • Коллеги
  • Пресса
Tab 1
edge

Евгений Викторович Петров – композитор, доцент кафедры оркестровки и общего курса композиции Санкт-Петербургской государственной консерватории, член Правления Союза композиторов Санкт-Петербурга, художественный руководитель Международного музыкального фестиваля «Земля детей», лауреат всероссийских конкурсов. Родился в 1973 году в г. Северодвинске Архангельской области. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (2001) и ассистентуру-стажировку (2003) по классу композиции народного артиста России профессора Ю. А. Фалика.
Сочинения Евгения Петрова звучат на концертах и фестивалях в различных городах России и зарубежья. К его музыке обращались Марис Янсонс, Юрий Башмет, Александр Сладковский, Фабио Мастранджело, Гинтарас Ринкявичюс, Гавриэль Гейне, Владимир Симкин, Александр Титов, Владимир Альтшулер, Валентин Нестеров, Александр Чернушенко, Аркадий Штейнлухт, Алим Шахмаметьев, Фёдор Леднёв, Михаил Голиков, Эдуард Банько, Хо Чунг Йе (Тайвань) и многие другие дирижёры.
Творчество композитора охватывает различные жанры. Среди его сочинений – инструментальная опера
«Ольга Российская», симфония «Петербург», Концерт для симфонического оркестра, симфония-кантата «Монастыри русского Севера», «Сказки Северного края» для чтеца и симфонического оркестра, музыкально-театральное представление «Русские пословицы», концертино для фортепиано и камерного оркестра «Итальянский карнавал», два концерта для хора, пять камерных концертов, «Фильм-концерт» для контрабаса и фортепиано с оркестром и многие другие камерные, хоровые и оркестровые сочинения, а также музыка для театра.
Произведения Евгения Петрова публикуются издательством
«Композитор • Санкт-Петербург». В 2016 году издательство опубликовало книгу профессора Санкт-Петербургской консерватории М. В. Смирновой «Композитор Евгений Петров».

Tab 2

Коллеги по композиторскому и музыковедческому «цеху» о Евгении Петрове:

Художественный мир Евгения Петрова глубок и широкоохватен. В его музыке мне импонирует её жанровое и стилевое разнообразие, и, что самое главное, радует неизменная склонность композитора к отображению и утверждению высоких этических и эстетических ценностей. В этой связи хотелось бы процитировать следующие знаменательные мысли великих творцов: «музыка - бесценное, врачующее, радостное Божье творение» (М.Лютер); «на земле так мало веселых и довольных людей, повсюду их подстерегают заботы и горе, быть может, твой труд станет источником, из коего озабоченный и обремененный делами человек почерпнет на несколько мгновений покой и отдых!» (Й.Гайдн); «...музыка, даже в самых чудовищных обстоятельствах, никогда не должна оскорблять наш слух» (В.А.Моцарт). Мне кажется, что эти заветы могут являться исчерпывающим credо Е.Петрова, который в своем творчестве действительно стремится дарить людям радость, приносить им покой и отдохновение, исцелять тела и души, и, уж во всяком случае, не оскорблять их слух. Остается добавить, что, получив основательную академическую выучку, композитор свободно владеет богатым арсеналом современных выразительных средств, используемых им разумно и убедительно. Думается, что в наше тревожное время творчество Е. Петрова с его гуманистической направленностью, общительностью, вызывающей позитивную ответную слушательскую реакцию в сочетании с высокой степенью профессионализма автора, безусловно становится значительным вкладом в поступательное развитие музыкального искусства.


- Григорий Корчмар, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

«Я с удовольствием включил произведение Евгения Петрова “La Serenata” в программу концерта «Русская ночь» на Odeonsplatz в Мюнхене в июле 2014 года. В этом оригинально задуманном, энергичном, блестяще оркестрованном сочинении автору удалось сочетать выразительную русскую интонацию и яркий испанский колорит. Оно продолжает традиции великих русских композиторов и, вместе с тем, звучит по-современному остро и свежо. Музыка очень понравилась оркестру Баварского радио и многочисленным слушателям. Желаю композитору больших творческих успехов!»

- Марис Янсонс, народный артист России,
Главный дирижер симфонического оркестра Баварского радио
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

«...Встречи с одноклассниками спустя почти 25 лет после окончания школы – всегда волнующее событие – "что с ним/с ней, каким он/она стали" – эдакое любопытство, корнями уходящее в воспоминания прошлого... Встреча с Женей, будь то пятиминутный экспресс-обмен новостями на Театральной, обсуждение важных жизненных событий за получасовым кофе, спокойная беседа вечером у кого-то из нас дома, – это всегда заряд положительных эмоций, информации к размышлению, ощущение спокойствия и позитива. Я всегда с огромным удовольствием знакомлюсь с новыми и переслушиваю старые сочинения моего дорогого одноклассника – в них естественно сочетаются порыв и созерцательность, вкус и дерзость идей, чувство формы и нестандартность, оригинальность деталей... Гармония и движение вперед – вот что вызывает у меня невероятное уважение и чувство радости при человеческом и творческом общении с моим дорогим тезкой! Хочется пожелать Евгению энергии на все начинания!

- Евгений Синайский, профессор Венской консерватории
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Талантливый композитор Евгений Петров плодотворно работает в разных жанрах – оперном, симфоническом, хоровом. Его перу принадлежат и яркие опусы для русских народных инструментов, и камерные сочинения, среди которых есть пьесы для детей, учащихся школ и училищ.
Музыка Петрова общительна. В ней привлекает мелодическая рельефность и характерность. Это проявилось, в частности, в его оперной сцене по пьесе Ростана.
Произведения Евгения Петрова охотно исполняются талантливыми музыкантами и творческими коллективами. Воспитанник большого мастера Юрия Фалика, Евгений Петров владеет богатой вокально-инструментальной палитрой. Он успешно работает на кафедре оркестровки, обучая и пестуя даровитых учеников, в том числе композиторов. Евгений Викторович достойно представляет Петербургскую творческую школу.

- Сергей Слонимский, народный артист РФ, профессор
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Евгений Петров одинаково мастерски владеет разностилевой палитрой, доступной российскому композитору начала XXI века, – европейской (академической), доевропейской (фольклорной) и постмодернистской.

- Е.Н. Разумовская
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Мне кажется, что Вам удалось создать свой жанр, своё направление – уникальное и сильнодействующее от неожиданности. Вам удалось органично и как-то по-своему соединить несоединимое: „народное” и „академическое” начала… Все (или почти все), что Вы делаете, получается искренним и естественным.

- И.А. Егиков. Из письма Е. Петрову
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Евгений Петров обладает органичной и смелой манерой письма, его музыка солнечная, остроумная, гостеприимная, она захватывает образностью, неожиданностью интонаций и гармонических оборотов, дразнящей ритмикой, трогательным лиризмом. Есть здесь и случайные ловушки, „зацепки”, загадки, колористические находки – нечто захватывающее и создающее атмосферу праздника.

- М.В. Смирнова
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Tab 3

Пресса о Евгении Петрове:

МУЗЫКА СЧАСТЛИВАЯ И ДОБРАЯ
(о творчестве петербургского композитора Евгения Петрова)

Трудно ответить однозначно на вопрос, каких впечатлений ждет от концертов сегодняшний филармонический слушатель, чем может привлечь его концертная афиша. День ото дня стремительно меняется репертуар, стиль, атмосфера выступлений. В бесконечном мелькании имен авторов и исполнителей далеко не всё западает в память. Имя Евгения Петрова слушатели запомнили сразу, многие из них с пристальным вниманием следили и продолжают следить за появлением каждого нового его произведения.
Причина тому – своеобычность художественных устремлений композитора: «солнечным», дружелюбным, жизнелюбивым автором называет его критика. Действительно, музыка его одаривает аудиторию энергией радости, искренностью, неподдельным весельем. «Будет не скучно», – с улыбкой обращается он к исполнителям и слушателям, неизменно выполняя свое обещание. Сочинения Е. Петрова вовлекают слушателя в мир игры, по природе своей предназначенной для душевного раскрепощения.
ХХ столетие – эпоха homo ludens (человека играющего – лат.). Игра как феномен замечательна тем, что в ней отсутствует принуждение. Особую привлекательность игры составляет ее «инобытие» во времени, что также способствует внутреннему освобождению. Именно этой свободы от власти предвзятых правил и недостает человеку в современной жизни. Мало кто сегодня может остаться равнодушным к атмосфере русских народных гуляний – этому счастливому всплеску веселья и бесшабашности. Быть может, в этом проявляется ностальгия современного человека по безвозвратно утраченной раскованности чувств. Говорят, взрослые всю жизнь играют в игры, в которые они не доиграли в детстве.
Разумеется, игра игре – рознь. Что касается Е. Петрова, то в его творчестве царит игра веселая, светлая, остроумная, полная неожиданностей – игра, которая в равной мере может увлечь слушателей всех поколений. В музыке композитора оживает красочная, радостно-приподнятая картина народного праздника. Таковы созданные композитором музыкальные сказки – «Русские пословицы», «Как дед репку тянул», «Сказки северного края» и др.
Эти сочинения на русскую тему, написанные современным музыкальным языком, обаятельны и к тому же поучительны. Кто сегодня держит в памяти шестьдесят две пословицы, отражающие богатство русской народной речи? А сколько меткости, находчивости и точности хранит народный язык! Совсем не просто отразить смысловые и лингвистические находки русской речи музыкальными средствами! Е. Петрову блистательно удалось сделать это – каждый текстовый оборот подается им в оригинальном, неожиданном ракурсе.
По-новому предстает в музыкальном видении композитора и хрестоматийная русская сказка про репку. В интерпретации Е. Петрова ее исполняют чтец и ансамбль из семи солистов на русских народных инструментах в сопровождении фортепиано. Подобно Б. Бриттену, именовавшему «Вариации и фугу на тему Пёрселла» «путеводителем» по симфоническому оркестру, Петров шутливо называет свою «Репку» «путеводителем» по русским народным инструментам. Юные и не только юные слушатели радостно узнают характерные тембры голосов деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки в звучании балалайки, альтовой домры, гуслей, баяна, скрипки и малой домры. А в конце сказочного действа слушателей ожидает сюрприз…, а какой – каждый сможет узнать, лишь непосредственно побывав на концерте!
Сюрприз – всегда радостная неожиданность. Неожиданной зачастую оказывается и трактовка исполнителями сочинений Евгения Петрова. Так, в «Репке» в зависимости от того, кто выполняет роль чтеца – профессиональный артист или ребенок – меняется ритм действия, окраска и настрой целого. Шутейное действо «Как дед репку тянул» стало одним из наиболее любимых публикой произведений композитора. В последнее время оно прочно вошло в репертуар ансамбля «Сказки странствий», выступления которого можно будет услышать в следующем концертном сезоне Шереметьевского дворца. Любопытно отметить, что оригинальный состав участников этого молодого творческого коллектива изначально был предопределен партитурой петровской «Репки».
В музыке Евгения Петрова удачно сочетаются ясность высказывания и сложность композиторских задач. Благодаря этому, многие его произведения радуют как профессионалов, так и менее подготовленных слушателей. Арсенал композиторских приемов богат – от элементов традиционной русской подголосочной полифонии до современных методов сочинения (алеаторика, серийная техника, сонорные эффекты, и др.). Жанровая палитра творчества композитора широка – от масштабной симфонической и хоровой музыки, часто с элементами театрализации, до небольших, но емких по содержанию камерных произведений.
Образная, яркая, гостеприимная музыка Петрова оказалась созвучной детскому восприятию. В его сочинениях есть слуховые ловушки, «зацепки», загадки – все то, что захватывает и волнует юную аудиторию. Для юных пианистов весьма привлекательны его пьесы «Игра в догонялки» и «Буратино-сонатино», где даже в самой юмористической ошибке названия таится изюминка. Детские и молодежные хоровые коллективы охотно поют также искрящиеся юмором «Шуршащую» и «Пыльную» песенки на стихи А. Усачева, хоровые композиции «Скороговорки», «Колыбельные» и пр. Здесь оригинально смешаны разные тексты и напевы, что придает музыке особое очарование. Композитор с большой тщательностью отбирает тексты для своих сочинений. Недавно созданная им песня «Счастливый день» написана на слова замечательного поэта Альбины Шульгиной.
М. С. Говорят, у каждого художника есть второй талант. Что влечет Вас помимо музыки?
Е. П. Живопись. Поэзия. У меня даже было несколько опытов создания синкретических сочинений, объединяющих зримые, поэтические и музыкальные формы. Однако едва ли они удались в полной мере, и впоследствии я от этого отошел. Более близким оказалось для меня сочетание музыки с поэтическим словом. Особенно влечет меня в поэзии острота ритма, емкость смыслов, точность выражений. Этим, кстати, и славится русская народная речь.
М. С. Какое из своих сочинений Вы цените более всего?
Е. П. Пристрастия меняются со временем. Был период, когда я увлекался русскими пословицами и музыка, созданная на эту тему, вызывала особо горячее чувство. Глубоко увлекает меня работа над симфонической музыкой. Чрезвычайно дороги мне «Сказки северного края», написанные по удивительным текстам архангельского писателя Степана Писахова. Это сочинение наполнено моими детскими воспоминаниями о скупой, но щедрой на душевное тепло природе русского севера. Думаю все же, что самая любимая музыка – та, которую еще только мечтаешь создать.
М. С. Кто из отечественных композиторов XX-XXI века Вам особенно близок?
Е. П. Юрий Александрович Фалик, мой учитель. Я ценю его музыку за умную изобретательность и проникновенность – качества не столь распространенные в наши дни. В музыке Родиона Щедрина, всегда великолепно инструментованной, особенно ценю бережное отношение к русской народной интонации. Мне чрезвычайно интересны также творческие находки Сергея Михайловича Слонимского, восхищает удивительная молодость его души и широта творческих взглядов.
М. С. А в области зарубежной музыки?
Е. П. Из американцев с удовольствием назову Джорджа Крама, из западноевропейских композиторов – Оливье Мессиана. В пору моего ученичества знакомство с творчеством этих двух совершенно разных (и по масштабу, и по творческому методу) авторов открыло мне путь к поиску новой красоты в музыке. Мессиана могу слушать бесконечно, он очень близок мне по своему внутреннему настрою. Его называют композитором радости, а католическая церковь даже причислила Мессиана к лику святых.
Я назвал имена композиторов, ставших уже классиками нашего времени. Что касается более молодого поколения, то и в отечественной, и в зарубежной музыке появилось много талантливых авторов. Некоторые из них объединяются по интересам, образуя целые направления, например, IRCAM во Франции, или Дармштадская школа в Германии. Но, как и во все времена, в любом из этих направлений встречаются как глубоко впечатляющие сочинения, так и менее удачные работы.
М. С. Влечет ли Вас театральная сфера?
Е. П. Безусловно влечет, притом очень сильно. Мечтаю создать добрый, счастливый спектакль, после которого зрителя охватило бы ощущение полета – то удивительное состояние, которое способно открыть лучшее в душе человека.


Марина Вениаминовна СМИРНОВА,
профессор Санкт-Петербургской консерватории, доктор искусствоведения

журнал «Невский альманах» №2 (51), 2010 г., СПб